Замена втулки в рулевой рейке своими руками (+фото)

Тема в разделе "Ремонт и доработки своими силами", создана пользователем kas_nu, 2 окт 2015.

  1. TopicStarter Overlay
    kas_nu

    kas_nu Эксперт

    Решился поменять втулку в рулевой рейке. Причиной тому был стук на неровностях, передающийся на кузов.

    Предыстория:
    После зимы начал ощущать стуки в подвеске с обоих сторон. В июне были поменяны стойки и втулки стабилизатора, после чего стук с левой стороны пропал, а с правой остался. После доскональной диагностики подвески заметил, что при перемещении правой рулевой тяги вверх-вниз есть люфт. Грешным делом обвинил правую тягу в износе, но насторожил тот факт, что люфт есть только при её перемещении вверх-вниз, а при продольном перемещении люфта нет. Загуглил этот вопрос и наткнулся на тему в одноименном форуме, в которой человек ремонтирует рулевую рейку и рассказывает, что при таких симптомах причина стука - это изношенная втулка в рейке.

    Фотоотчет выкладываю для того, чтобы в сети появилась более подробная инструкция по замене втулки рулевой рейки.

    Итак, начнем.

    1) Были приобретены 2 фторопластовые втулки (одна на всякий случай) по 350 руб. за штуку. Поскольку знакомых токарей у меня нет, то заказал через интернет, прислали по почте (заказывал здесь):
    20150927_145835.jpg

    2) Устанавливаем рулевое колесо в среднее положение и вытаскиваем ключ из замка зажигания, чтобы случайно не оборвать спиральный кабель подушки безопасности.

    3) Руками отворачиваем пластмассовую гайку, держущую ковровое покрытие:
    20150926_172817.jpg

    4) Откручиваем карданчик рулевого вала от вала-шестерни рулевой рейки:
    20150926_190051.jpg
    Везде, где я читал было указано, что там обычный болт на 13, но у меня почему-то оказался болт с двенадцатигранным отверстием:
    20150926_172943.jpg
    Пробовал открутить шестигранником на 8 - проворачивается, пришлось взять у знакомого автослесаря в автосервисе двенадцатигранник М10:
    20150926_190021.jpg

    5) Вывешиваем переднюю часть автомобиля с обеих сторон:
    20150926_202051.jpg

    6) Головкой на 18 откручиваем рулевые наконечники от поворотных кулаков с обеих сторон:
    20150926_202107.jpg

    7) При помощи двенадцатигранника М10 (возможно будет достаточно шестигранника на 8 ) и головки на 16 отсоединяем приемную трубу глушителя от коллектора для исключения повреждения гофры глушителя при вывешивании подрамника:
    20150926_204638.jpg 20150926_210212.jpg

    8 ) При помощи головки на 16 откручиваем два болта крепления рулевой рейки к подрамнику:
    болт рейки.jpg
     
    Последнее редактирование: 13 авг 2016
    Mihall, Mrgrave, freemate и 10 другим нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    kas_nu

    kas_nu Эксперт

    9 ) С помощью головок на 13 и 18 откручиваем с каждой стороны по 4 болта для отсоединения подрамника от кузова (он остается висеть на рычагах):
    подрамник1.jpg
    подрамник2.jpg

    10) Извлекаем рейку с правой стороны и подпираем подрамник в пол, дабы не напрягать сайлентблоки рычагов, пока перебираем рейку:
    20150926_212935.jpg

    11) Снимаем пыльник вала рейки:
    20150927_115322.jpg

    12) Отодвигаем пыльник левой тяги в сторону (большой хомут одноразовый, диаметр пыльника 52 мм) и откручиваем левую тягу:
    20150927_145449.jpg

    13) Выворачиваем вал рейки до упора в крайнее левое положение, наносим метки на вал и гайку (при неснятой тяге это положение будет другим, так что собирать обратно нужно тоже при снятой левой тяге):
    20150927_150504.jpg

    14) Откручиваем гайку головкой на 36 и вынимаем вал:
    20150928_144715.jpg
    Головку на 36 нужно подготовить заранее. Мне пришлось растачивать отверстие под вороток (диаметр вала рейки 18 мм), для удобства я сделал пропилы на наждаке в верхней части для обхвата газовым ключом. Газовый ключ + метровая труба сделали свое дело (в резьбе находился какой-то компаунд, препятствующий самопроизвольному отворачиванию гайки, поэтому крутится очень тяжело). Также нужно учесть, что внешний диаметр головки должен быть не более 52 мм.
    20150927_143650.jpg

    15) Ослабляем регулировочный болт рейки на 1,5 оборота (метки у меня были установлены с завода):
    20150928_141730.jpg

    16) Извлекаем скалку из рейки и вставляем обратно вал рейки на свое место, чтобы случайно не рассыпался игольчатый подшипник, находящийся внизу корпуса рейки. На фото видно продукты износа родной втулки, смешанные со смазкой, ну и, собственно, саму втулку:
    20150928_145147.jpg
     
    Последнее редактирование: 2 окт 2015
    opelevod, Китаец, freemate и 5 другим нравится это.
  3. TopicStarter Overlay
    kas_nu

    kas_nu Эксперт

    17) Достаем стопорное алюминиевое кольцо. Я выбивал его изнутри (т.е. с левой стороны рейки) с помощью металлического прутка, изогнутого на конце, постоянно контролируя, чтобы не было большого перекоса кольца:
    20150928_171127.jpg

    18 ) И вытаскиваем саму виновницу торжества – втулку. У меня вытащить её, не сломав, не получилось:
    20150928_172333.jpg

    19) Делаем ножовкой по металлу пропилы в новой втулке (сверху - родная, снизу - новая):
    20150928_181750.jpg
    20150928_181810.jpg 20150928_181822.jpg

    20) И запрессовываем новую втулку в корпус рейки (я это делал при помощи головки на 32 и молотка), так чтобы "дыхательные" пропилы были по бокам, так как основная нагрузка приходится на верхнюю и нижнюю части втулки:
    20150928_184957.jpg
    Не забываем про смазку. Шрусом я решил не пользоваться, так как при повышении температуры он становится текучим и может стечь в низ корпуса рулевой рейки. Мною была приобретена вот такая смазка на литиевой основе (не сочтите за рекламу):
    20150928_183253.jpg 20150928_183311.jpg

    21) Запрессовываем стопорное кольцо.

    22) Снимаем фаску с левой стороны скалки, для того чтобы она вошла в новую втулку:
    20150928_194804.jpg

    23) И засовываем скалку во втулку, не забывая про смазку. Путем вкручивания её засунуть у меня не получилось, пришлось снимать правую рулевую тягу и потихоньку забивать скалку молотком через деревянный брусок:
    20150928_202124.jpg

    Далее собираем все в обратном порядке, ставим на автомобиль и едем на развал-схождение.

    Мне поправили положение подрамника, тем самым отрегулировав развал и кастер, ну и схождение с помощью регулировки рулевых тяг.

    Все, стука больше нет. Вспоминается ощущение, когда автомобиль был новым, подвеска собрана. Думал, что руль будет туже, нет – все нормально, руль крутится свободно, при езде возвращается в среднее положение. Остается надеяться, что фторопластовая втулка прослужит долго.
     
    Последнее редактирование: 2 окт 2015
    Алекc1.4, KOSHAN64, pif76 и 33 другим нравится это.
  4. Tim_111

    Tim_111 Уважаемый

    Классно, подробно и понятно! Надо б еще чертеж втулки сюда приложить, чтоб все в одном месте было.
     
    FEVmaster нравится это.
  5. TopicStarter Overlay
    kas_nu

    kas_nu Эксперт

    Зачем? Тому, кому захочется заняться переборкой рейки, я бы порекомендовал собрать всю информацию в сети по этому поводу (я нашел всего 3 фотоотчета), вдруг я что-нибудь упустил. А там уж и чертеж найдется.
     
    Джамиля, pivchik и ШЕВ нравится это.
  6. Bumerang

    Bumerang Младший механик

    Вполне достойно, для людей которые не прочь поковыряться и для меня в том числе.
     
    lvbnhbq нравится это.
  7. TopicStarter Overlay
    kas_nu

    kas_nu Эксперт

    В том то и дело, что то время, когда мне нравилось "ковыряться" с автомобилем уже прошло, я даже масло сам в Поло ни разу не менял (1 раз меняли на ТО1 у ОД, 2 раза в экспресс-сервисе замены масла). Тут дело касалось финансового плана: когда мне в сервисе объявили цену в 6000 р. за эту работу, я решил, что у меня самого все получится сделать, главное подойти к этому вопросу с толком, с чувством, с расстановкой :). Ведь в сервисе просто ремонтируют, а когда делаешь сам, то делаешь для себя в первую очередь, следишь, чтобы лишняя пылинка не попала в механизм.
     
    Последнее редактирование: 2 окт 2015
    TRIODON, Agent 00X, Джамиля и 5 другим нравится это.
  8. Tim_111

    Tim_111 Уважаемый

    Затем, чтоб не задавали потом вопросов :) Практика показывает, что многим воспользоваться поиском сложнее, чем слетать на Луну :)
     
    Джамиля, freemate, ШЕВ и ещё 1-му нравится это.
  9. Bumerang

    Bumerang Младший механик

    Вот из за этого, в своё время меня и начало колбасить. Когда сказали цену на замену сцепления на "буханке", интернета в те времена не было, пришлось перелопатить книги какие были, результат не заставил себя долго ждать, 1 час 40 минут и готово. Сейчас для меня это как хобби.
     
    Джамиля, ШЕВ и kas_nu нравится это.
  10. TopicStarter Overlay
    kas_nu

    kas_nu Эксперт

    Согласен с тобой, Тимур. Но тот, кто озадачится этим вопросом, не должен быть ленивым. Тем более, токаря, у которого заказывал втулки, я в глаза не видел. Нашел форум, на котором человек предлагает свои услуги по вытачиванию втулок для разных моделей автомобилей (я даже удивился, что есть много моделей авто, у которых хреновые втулки, значит наша китайская рейка - это не самая худшая в автопроме:-*). Я у него спрашивал, по этому ли чертежу он вытачивает втулку, ответа так и не дождался. А в сети только один чертеж. Я потом штангелем померил втулку, вроде совпадает с чертежом.
     
    Tim_111 нравится это.
  11. Kit124

    Kit124 Новичок

    Огромный респект за подробный мануал! По моему самый доступный для понимания.

    Какие подготовительные процедуры необходимы, чтобы сэкономить время во время замены?
     
    vena5712, Tim_111 и denis-kuternega нравится это.
  12. Bumerang

    Bumerang Младший механик

    Дык это, наличие зап. частей, нужного инструмента под рукой и оборудованного места. Да, и ещё желание.
     
    Джамиля, Kit124 и inozharskiy нравится это.
  13. TopicStarter Overlay
    kas_nu

    kas_nu Эксперт

    Посмотреть весь фотоотчет, продумать, весь ли инструмент и оснастка у вас есть, подготовить недостающее.
    Особое внимание нужно обратить на головку на 36: знал бы заранее, то расточил бы отверстие под вороток на станке, а не потратил бы 2 часа на растачивание напильником, ну и внешний её диаметр должен быть не более 52 мм, иначе не влезет в посадочное отверстие вала.
     
    Kit124 нравится это.
  14. Хоттабыч

    Хоттабыч Джинн — фантастическое существо, дух Команда форума

    Пожалуйте. Чертил сам, и токарь точил по этому чертежу, пробег на данный момент 40000км - вопросов к авто нет.
    XXX.jpg

    Респект и уважуха!!!!, сколько же времени ты потратил на съемку фото???, я у себя втулку заменил на 8000 км, а вот фотик взять на работу забыл.:'(
     
    Последнее редактирование: 4 окт 2015
    Китаец, POLOLEG, Bumerang и 3 другим нравится это.
  15. TopicStarter Overlay
    kas_nu

    kas_nu Эксперт

    Добавил этот чертеж к первому фото, надеюсь Хоттабыч не будет против.
    Немного, фото делал на телефон, который был всегда под рукой. После каждой операции делал снимок.
    Никаких намеков на износ, расплющивание фторопластовой втулки нет? А то в интернете многое пишут, в том числе и про "плывучесть" фторопласта.
     
    Tim_111 нравится это.
  16. Хоттабыч

    Хоттабыч Джинн — фантастическое существо, дух Команда форума

    Второпласт намного прочнее материала родной фтулки, как говорится поставил и забыл.
     
    kas_nu нравится это.
  17. wwn166

    wwn166 Новичок

    а скинь пожалуйста адрес у кого заказывал втулку на адрес wwn166@yandex.ru ,спасибо
     
  18. Анторик

    Анторик Проходящий

    загремела рейка, люфт рулевых тяг. Нужно менять втулки на рейке. Может кто сталкивался с таким ремонтом, в каком сервисе делают качественно или можно самому в гараже?
     
  19. Tim_111

    Tim_111 Уважаемый

    А поиском ты пользоваться не пробовал? Есть же тема с фотками и пошаговой инструкцией
     
    ШЕВ нравится это.
  20. Peshehod

    Peshehod Уважаемый Команда форума

    Изучаем
     
    Китаец и Tim_111 нравится это.